Евгений молодцов

Рынок авторских фотокниг в России

обзор состояния и тенденций рынка авторских фотокниг за период с 2008 года
О чём статья?
В апреле в выставочном пространстве «ГРАУНД Песчаная» прошло событие «ГРАУНД зин фест», посвященное авторской книге. Частью публичной программы стала лекция-дискуссия «Когда в книге есть смысл?». Каждый из участников фотокнижного процесса задался вопросом с целью проанализировать свои действия и понять, какое значение имеет фотокнижный медиум сегодня. Художник Евгений Молодцов сделал обзор рынка фотокниг в качестве аналитика.

У меня есть опыт создания 4-х дамми (книжных макетов), но когда подходило время решать, что дальше — выпускать ли тираж, я задавался вопросом: а есть ли смысл? Для чего это? Стоит ли ради 50-100 экземпляров тратить время и свои деньги? Окупит ли книга вложение сил и средств?

По первой специальности я аналитик и, наконец, мои навыки пригодились для анализа художественной среды. Я решил исследовать российский рынок фотокниг. Начал с того, что собрал базу авторских фотокниг с 2008 года и внёс в неё более 180 книг без учёта коллективных зинов.

Может быть я не учёл около 30% от общего количества: например, те книги, у которых тираж менее 5 экземпляров, так как собрать такую базу было бы невозможно. Они почти не продаются, издаются в основном для конкурсов, а если и продаются, то совсем маленьким тиражом. Будем считать, что на общий объём рынка эти издания почти не влияют.
Характеристики исследования рынка фотокниг
По моим данным за период с 2008 года (по состоянию на май 2018 года) вышло около 190 книг 87 авторов. Мы опросили в основном авторов, у которых 2, 3 и больше книг, и 25 авторов ответили на наши вопросы и раскрыли цифры по продажам.
Язык

  • Больше половины (59,2%) книг российских авторов издаётся на английском языке (почему, увидим по статистике продаж).
  • Только 11,5% книг – на русском языке и 27,6% – двуязычные.

Количество страниц

  • Чаще всего в книге 50-100 страниц (35,6% от общего числа), но какие-то практические выводы из этого сложно сделать.
Язык и число страниц в фотокнигах
Тираж

Самый популярный тираж – 100 экземпляров – таким тиражом издаётся около 20% всех фотокниг.
  • Только 10% книг издаются тиражом больше 500 экземпляров
  • Суммарный тираж за 10 лет составил около 40 тыс. штук
  • Пик пришёлся на 2014 год (вышло 45 книг) – последний предкризисный – затем покупательская способность упала
Тираж и количество вышедших фотокниг по годам
В 2014 было много важных событий, например, в музее «Эрарта» состоялась выставка голландских фотокниг «Undercover», ФотоДепартмент ездил на книжную ярмарку Unseen Book Market, книга «Дальний берег» Юлии Бориссовой попала в шорт-лист Kassel Dummy Award в 2013 и т.д.


Инициатива

Только треть книг издается через издательства, 65% это издано самими авторами.


Издательства

Основные издательства, в которые обращаются авторы:
  • Treemedia (через которое выпустил большинство своих книг Игорь Мухин);
  • Галерея Печати;
  • Немакулатура и прочие.
Популярные издательства/типографии и дизайнеры фотокниг
Дизайн

Только треть авторов пользуются услугами сторонних дизайнеров. Чаще всего авторы обращаются к услугам Юлии Бориссовой (7 книг) и Антона Лепашова (6 книг).


Цены

Сейчас наблюдается снижение средней цены авторской фотокниги, причем в евро спад значительнее. Авторы пересчитывают цену в евро исходя из цены в рублях, а курс рубля в последние годы упал, поэтому цена в евро тоже автоматически падает. 1909 руб. – средняя цена в рублях, в евро – 41.
Средние цены на фотокниги
Хорошая ли инвестиция – фотокнига?

Многим известна фотокнига Кристины Де Миддел (Cristina de Middel) «Afronauts» («Афронафты»). Первый тираж очень быстро разошёлся, она выпустила второй, который сейчас стоит 120 евро. Сегодня на Амазоне первый тираж стоит 2500 долларов. То есть цена книги из первого тиража почти в 20 раз выше.
Пример хорошего вложения в фотокнигу
Мне кажется, пока среди книг российских авторов такой тенденции нет, и я бы не сказал, что российская фотокнига – это хорошая инвестиция в среднесрочном периоде, если только в долгосрочном.

В российском фотокнижном издательстве смог найти только один пример – «Атлас» Кирилла Савченкова. Цена книги на момент продажи была 27 €. Сегодня можно встретить предложение на Amazon за 275$. На момент публикации разница в цене составила приблизительно 8,5 раз. Однако источников информации не достаточно, чтобы подтвердить, что этот случай является трендом.


Получают ли авторы какую-то прибыль?

При условии, что продаётся весь тираж, в 2/3 случаев проект выходит на прибыль, 20% выходят на самоокупаемость, 13% несут убытки. Но это при условии полной продажи тиража, понятное дело, не все книги на 100% продаются.
59% фотокниг издается на английском, потому что 2/3 продаж российских фотокниг производится за рубежом. Всё-таки динамика процента продаж в России растёт и всё большая доля тиража продаётся именно в России.


Как быстро распродаётся тираж?

Среди тех фотокниг, тираж которых был полностью распродан, среднее время – 10 месяцев.


Объём рынка

Я попробовал посчитать объём рынка, то есть умножил тираж на среднюю стоимость и на количество книг. Получилось, что с 2008 года, объём рынка составил около 37 тысяч авторских книг на сумму 80 миллионов руб.
В 2017 году объём рынка составил 9 миллионов рублей, то есть за цену двухкомнатной квартиры в Москве можно скупить весь тираж авторских книг в России за 2017 год. Для сравнения, объём рынка коммерческих фотокниг (так называемых принтбуков): 1 миллион штук на 1,5 миллиарда рублей (данные за 2014 год).
Расчёт объёма рынка авторских фотокниг в млн. руб.
Откуда авторы берут деньги на фотокниги?

В основном из своего кармана. Из 193 книг краудфандинг использовался только для выпуска 15 книг, около 15 были изданы с привлечением спонсорских денег или за счёт помощи институций (поддержку разным авторам оказывали Музей современного искусства «Гараж», Мультимедиа Арт Музей, фонд V-A-C, фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина). Что касается краудфандинга, в 12 из 15 случаев собирали деньги через «планету», средняя собранная сумма – 325 тысяч рублей.
Краудфандинг и спонсорская поддержка
Какие главные выводы можно сделать из исследования?

Во-первых, что прибыль от продаж фотокниг всё-таки есть у большинства авторов. Хотя косвенные затраты очень сложно учесть (например, взносы за участие в конкурсах, траты на поездки на ярмарки, доставка книг и т.д.).

Во-вторых, объём рынка почти не меняется. Рынок мал, явной тенденции увеличения количества выпускаемых книг нет. В основном книги расходятся по знакомым и коллекционерам в России, а оставшиеся 2/3 книг уходит за рубеж. И всё-таки с каждым годом процент продаж в России растёт.
% продаж в России и за рубежом