Характерной тенденцией развития современной Европы является размывание её культурной однородности. Расширение Европейского Союза за счёт вступления новых государств Восточной Европы, а также «исламизация Европы» ведут не только к росту культурного многообразия, но и к возрастанию внутренней конфликтности в европейском цивилизационном пространстве. В этих условиях взамен национализма отдельных государств рождается «новый региональный национализм». Боязнь перестать быть нацией, опасение потери идентичности и, как следствие, недоверие к государству всё чаще проявляются в выступлениях политиков. Кроме того, на фоне мощных глобальных интеграционных процессов происходит «новое усиление роли локального». Неслучайно в последние годы по Европе прокатилась волна референдумов за независимость регионов.
Особенно сильны региональные противоречия в Италии - стране, где единое национальное государство сложилось по европейским меркам сравнительно недавно. В публикациях итальянской прессы, посвящённых 150-летию объединения Италии, говорится о существовании сформировавшейся единой итальянской нации. Тем не менее, по мнению многих специалистов и самих итальянцев, пока ещё рано заявлять об этом: процесс формирования нации и по сей день остаётся незавершённым, о чем свидетельствуют региональные различия, а также противоречия и социально-экономические диспропорции между Севером и Югом страны.
Кроме региональной идентичности, у жителей Европы существует ещё три уровня самоидентификации - европейский, национальный и трансграничный. Последний связан с распространённым в Европе видом межтерриториальной интеграции - еврорегионами.
Отличие Италии от других континентальных стран Европы в том, что формирование национальной идентичности не вполне совпало с формированием единства Италии в историческом плане. Для итальянской истории важно разделять понятия «единство» и «идентичность». «Идентичность» - вещь динамическая, которая развивается по ходу истории, в то время как «единство» для Италии – была мечта, которая осуществилась в конкретный момент её истории. Период объединения Италии (Risorgimento) тесно связан с именем Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi), народным героем и вождём национально-освободительного движения. Любопытно, что около половины участников опроса, проведённого по всей Италии к 150-летию объединения Италии, отрицательно ответили на вопрос о единстве современной Италии, но при этом больше всего опрошенных в качестве своего героя выбрали борца за объединение страны.
Спустя чуть более чем 150 лет после «Экспедиции тысячи» (Spedizione dei Mille (ит.) - военно-освободительный поход Гарибальди), я совершил своё путешествие по Италии, проехав всю Италию с севера до юга на велосипеде. В каждом населённом пункте я искал улицу Гарибальди (via Giuseppe Garibaldi), а таковая есть почти в каждом городе. Делая одну фотографию на полароид на каждой из улиц, я пытался выделить образы и символы, которые позволяют идентифицировать итальянцев на европейском, национальном и региональном уровне самоидентификации. Деконструировав и заново собрав из улиц Гарибальди Италию, я задаюсь вопросом – что такое «итальянскость» (italianité (фр.), italianità (ит.))
[1] и возможно ли единство Италии снова, несмотря на региональные различия.
Интересно, что в России практически отсутствует уровень региональной самоидентификации. Постоянные сломы в российской истории, переселения народов, большие стройки СССР, сталинские репрессии и массовая эмиграция из России в период Перестройки практически уничтожили историческую привязку русского человека к местности, региональный уровень нашей идентичности. Меня волнует вопрос, возможно ли заместить размывание роли локального за счёт самоидентификации на национальном уровне, способствует ли присоединение новых территорий формированию национальной идентичности или это временное «единство» как и для Италии в период Рисорджименто – лишь мечта, осуществившаяся в конкретный период времени!?